Докладчики

Ключевые докладчики конференции:

Авива Ротман — Западный  университет Кейза,  США.

Лекция — «Кеплеровское видение гармонии».

Резюме: «Гармонии мира» Кеплера, изданная в 1619 году, была текстом, который находился на перекрестке между различиями в астрономической и земной гармонии. Он фокусировался на гармонии во множестве аспектов: математических, музыкальных, астрологических, астрономических, и космологических — также связывая их с конечной целью Кеплера, гармонией церкви и государства. В этой лекции будет рассмотрено видение гармонии Кеплером в Harmonice Mundi, совмещенное как с традиционными концепциями гармонии, так и с конкретными изменениями семнадцатого века, которые влияли на собственную точку зрения Кеплера. Мы сосредоточимся на посвящении Кеплером Harmonice Mundi Якову I Английскому, и на политическом рассуждении, которое он поместил в центр своего посвящения. Повсюду в книге Кеплер сигнализировал, что гармония природы могла бы обеспечить проект гармонии в сообществах на земле. Таким образом, он высказывался против взглядов Жана Бодена и других теоретиков, которые с математической выверенностью пытались поддержать абсолютистское правительство и подчеркивали свое видение общественной гармонии, которая позволила бы достичь общественного блага через различные возможные конфигурации и разнообразные перспективы для сосуществования в едином мирном сообществе.

Гюнтер Остманн — Технический университет, Берлин, Германия.

Лекция — Резонансы и последствия «Гармоний мира» Кеплера.

Резюме: в 1619 году была издана Гармония мира в 5-ти книгах, которую Кеплер считал своей самой главной работой. Это широко известное произведение, в котором описан Третий закон планетарного движения.  В IV книге представлена попытка преобразовать астрологию внутри пифагорейско-платонической структуры, и здесь он представил новое понимание механизма аспектов. У «астрологии резонансов Кеплера» были последователи среди современных астрологов в XVII веке, такие как Кристофер Хейдон, Абдиас Трев и Питер Крюгер. Его идеи физического основания для астрономических движений рассматривались критически, а в перспективе Эпохи Просвещения спекулятивные подходы Кеплера, также как его метафизические и религиозные аргументы, были встречены скептицизмом и неодобрением. Поток развернулся вспять в эпоху романтизма, когда именно эти аспекты выдвинулись на первый план и проложили путь к публикации работ Кеплера. Немецкие философы Ф. В. Дж. Шеллинг (1775-1854), Э. Ф. Апельт (1812-1859) и астроном Дж. В. А. Пфафф (1774-1835) сыграли важную роль в повторном открытии и пересмотре работ Кеплера. Пфафф работал над немецким переводом «Гармонии мира», а учитель математики Кристиан Фриш (1807-1881), который учился при Пфаффе в Эрлангене, опубликовал первое критическое издание работ Кеплера с 1858 до 1871.

Гость конференции:

  • Тункина И.В. — директор филиала Санкт-Петербургского архива РАН, д.и.н., Россия.

Доклад —  «Судьба рукописного наследия Иоганна Кеплера».

Докладчики:

  • Ральф Абрахам, Калифорнийский университет в Санта-Крузе, Пабло Виотти, Калифорнийский университет в Чико, США.

Доклад и демонстрация: «Музыка сфер Кеплера».

Резюме: мы представим стерео аудиозаписи и видеозаписи компьютерного моделирования музыки Кеплера, так как это описано в V книге его Harmonice mundi, с кратким объяснением понятий и методов ее создания в 2002 году и исполнением объемного звука в Институте Искусства Сан-Франциско в 2003. Поющие звуки шести планет, с подачей каждого измеренного к ее солнечной угловой скорости согласно второму закону, будут играться отдельно и вместе. Использовались астрономические данные с 1883 года, для вычисления и передачи эллиптических орбит. Краткое видео синхронизирует объединенный звук с визуальным показом планетарных дисков, как это было наблюдаемо ангелами, смотрящими из окна на солнце, и также подобное представление с луны, описанные в фантастической новелле Кеплера Somnium (Сон).

  • Мария Блажевич, органист, Томская государственная филармония, кандидат искусствоведения, Россия.

Доклад «Гармонии мира» Иоганна Кеплера: от Космического Кубка к Музыке сфер.

Резюме: музыкальная культура XVII века славится фигурами мыслителей — авторов всеобъемлющих трактатов о мире и «мировой музыке»: Роберта Фладда («История двух космосов»), Иоганна Кеплера («Гармонии мира»), Атанасиуса Кирхера («Универсальная музургия»), Марена Мерсенна («Универсальная гармония»). Мировоззренческие позиции четырех ученых существенно различаются, но объединяет этих мыслителей то, что каждый из них был убежден в существовании Мировой Гармонии, определяющей как строение мира, так и законы музыки.

Число, воплощающее движение небесных тел, явилось Кеплеру  воплощением Бога, инструментом познания Божественного. Небесная музыка, которая в более ранние эпохи, была воплощением абсолютного музыкального числа, приобретает вполне конкретное воплощение в виде звуков, записанных на нотном стане. Ее нельзя услышать в привычной обстановке (сделать это можно только находясь на Солнце, по мнению ученого), но она постижима умственно. Во-первых, музыка сфер может существовать как гамма: пользуясь открытыми ко времени написания «Гармонии» Первым и Вторым законами, которые гласят об эллиптическом движении планет и неравномерности их вращения, Кеплер сравнивает скорости планет в точках афелия и перигелия по отношению к Солнцу, и приходит к выводу, что эти соотношения близки музыкальным. Например, гипотетически, находясь на Солнце и измеряя время движения Сатурна, мы бы заметили, что в течение дня он движется со скоростью 1 мин. и 46 сек. в афелии и 2 мин. и 15 сек. в перигелии. Упростив эту пропорцию, мы получим 4:5 (то есть пропорцию большой терции). Таким образом, оказывается, что орбита Сатурна подчинена тому же правилу движения, что и звуки большой терции.

В докладе будет рассмотрено, как Кеплер понимал музыкальное число — начиная с числа, связанного с musica instrumentalis, и постепенно перейдя к числу, как оно понимается в рамках musica mundana. На примере исследования главного труда Кеплера Harmonices Mundi («Гармонии мира», 1619), в котором моделью устройства Универсума выступают музыкальные законы, изложение числовой теории направлено от абстрактных чисел к нотированным образцам «небесной музыки».

  • Каринэ Диланян, Институт исследования космологии и астрономии в истории, философии и культуре, Москва, организатор конференции.

Доклад — «В поисках идеального исторического процесса — Александр Чижевский и Иоганн Кеплер».

Резюме: в 1922 году, выпускник Московского археологического института и Московского института коммерции, Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) издал свою книгу «Физические факторы исторического процесса». В ней Чижевский описал свое представление о корреляции одиннадцатилетних циклов солнечной деятельности и их влиянии на различные земные явления, на биосферу земли, на изменения в жизненных процессах. Он сделал подробный историометрический анализ беспорядков, войн, сражений, революций, а также эпидемий и массовых случаев психических заболеваний в Российской империи, раннем СССР и десятках других стран во всем мире, сравнив их с отчетами о деятельности солнечной активности в период с 500 до н.э. до 1922 н.э. Чижевский нашел, что значительный процент самых важных исторических событий, включающих большие массы людей, происходили вокруг максимума солнечной активности  и предположил, что история человечества находится под влиянием одиннадцатилетних пиков в деятельности солнечных пятен, вызывая в массах людей реакцию, вырастающую из недовольства и неудовлетворенности, посредством восстаний, революций, гражданских войн и войн между странами. В его статье «От астрологии к космической биологии» Чижевский упомянул Harmonices Mundi Кеплера, которую он называет «гениальной книгой», в которой Кеплер выразил свою главную идею или «краеугольный камень его философии».

Это исследование изучает влияние теории политической космологии Кеплера, выраженной в его Harmonices Mundi, на концепции исторического процесса Чижевского. Вслед за Кеплером, Чижевский предложил систематический подход к прогнозированию на основе синхронизма между циклами солнечной деятельности и социальными процессами. На этом основании, Чижевский был первым в современной науке, кто выдвинул понимание того, что судьба человечества зависит от судьбы Вселенной и что общественная жизнь человечества — явление планетарное.

  • Андрей В. Кузьмин, Институт истории науки и техники им. С.И. Вавилова, Российской академии наук, Москва, Россия.

Доклад — “Математика Космоса” и “философия хаоса”. (К истории полемики Иоганна Кеплера и Роберта Фладда).

Резюме: в 2019 году исполняется 400 лет с момента издания книги И. Кеплера “Пять Книг Гармонии Космоса”, которую сам Кеплер считал своим главным теоретическим трудом. В этом же году Р. Фладд завершает выпуск второго тома, так же главного труда своей жизни: “История микро- и макрокосмоса”. На страницах “Гармонии…”, завязывается чрезвычайно интересная полемика двух великих учёных. В дополнительном разделе после пятой книги “Гармонии…” И. Кеплер одновременно даёт оценку своему подходу к описанию Космоса и подходу своего оппонента – Р. Фладда. В своём тексте И. Кеплер излагает точку зрения, согласно которой Р. Фладд занимается сразу всем Космосом и всеми его частями – Эмпиреем, Небесами, Стихиями. Про себя же сообщает, что занимается только небесами, но не всеми, а только движением планет, которые под Зодиаком. Согласно Кеплеру, Фладд, доверяя древним, которые считали, что сила гармоний состоит из абстрактных чисел, полагает достаточным, если докажет согласие между какими-либо частями, и их “как угодно” описывает числами, не заботясь, какого рода единицы составляют это число: “я же никогда не ищу гармоний там, где вещи, между которыми есть гармония, не могут быть измерены единой количественной мерой”.

  • Николас Кэмпион, университет Уэльса Троицы святого Давида, организатор конференции, ОК.

Доклад — «Harmonices Mundi» как утопический текст: астрология Иоганна Кеплера и поиски совершенного общества.

Резюме: данное исследование контекстуализирует Harmonices Mundi Кеплера как утопический текст, воображающий прекрасное общество. Современные представления об утопизме не допускают достижения совершенства (например, Маркузе), в то время как другие полагают, что «программируемый» утопизм, как идеология, (Кэмпион 2015), вдохновляет политическую и социальную реформу. Термин «утопия» не существовал до публикации текста Томаса Мора в 1516 году, но теперь его применяют ретроспективно к любой работе, которая высказывает предположения о прекрасном обществе, включая «Государство» Платона, оказавшее ключевое влияние как на Мора, так и на Кеплера. С утопической точки зрения проблема, поднятая Платоном, и которую решил Кеплер, состояла в том, что, если в своей сущностной структуре космос прекрасен, то как можно сделать, чтобы весьма несовершенный мир, населенный людьми, более полно соответствовал прекрасной основной структуре. Решение Кеплера состояло в том, что предложил Жан Боден, которого он экстенсивно цитирует в Harmonices: преобразованная, эмпирическая приземленная астрология, состоящая только из планетарных циклов, позволила бы дать более точный прогноз возможных кризисных моментов, и, таким образом, расширяла бы возможности работы с такими кризисами. И Боден, и Кеплер были заинтересованы в том, чтобы найти способы взаимодействия с нестабильностью, вызванной в Европе Реформацией и ее последствиями. Особенность платонической модели в том, что, поскольку время соответствует вечно кружащимся планетам, то, как только на совершенство бросают взгляд, оно теряется. Тем не менее, совершенство — утопия — остается стремлением. Harmonices Mundi – поэтому, больше, чем космологический текст: это — один из ряда ответов на политический кризис в европейской культуре после Реформации.

Доклад — «Понимание слов Кеплера, «психологическое» и «астрологическое» с рассмотрением биографических и общественных контекстов».

Резюме: на титульном листе Harmonices Mundi Иоганн Кеплер описал IV Книгу и как «психологическую» и «астрологическую». Это замечательно по двум причинам. Во-первых, Кеплер был одним из первых ученых в истории, которые использовали выражение «психологическое». Его значение изменялось в течение веков, и оно стало более распространенным и частым только с конца девятнадцатого века и далее. Вторая поразительная вещь состоит в том, что Кеплер, пишущий в начале семнадцатого века, использовал «психологический» и «астрологический» вместе, чтобы описать эту часть своей работы, тогда как связь между психологическими и астрологическими вопросами начинает звучать чаще только в начале двадцатого века. Это зависит, однако, от понимания «психологии» и «астрологии», чтобы определить то, что описывает связь этих двух областей. Не только семантические изменения со временем, но также и вариации в понятиях среди различных авторов создают разнообразие значений. Принимая во внимание личные обстоятельства Кеплера и общественные контексты, данное исследование анализирует то, что он подразумевал под «психологическим» и «астрологическим» с фокусом внимания на IV книге Harmonices Mundi. Часть этих соображений базируется на биографии Кеплера и следует подходу Анри Элланбергера (1905-1993), который неоднократно указывал в «Открытии Подсознательного», что «основной» и «самый непосредственный источник любого творческого мыслителя — его собственная личность». В случае Кеплера существует контраст между автором и его работой, начиная с того, что Кеплер испытал много дисгармоний в своей личной жизни (например, смерть его первой жены и нескольких детей или процесс против его матери, обвиненной в колдовстве), он был также затронут общественными дисгармониями, как, например, борьба между католиками и протестантами, но написал книгу о гармонии в космосе — как будто бы он должен был уравновесить и справиться со своими личными дисгармониями, через которые он проходил. Биографическим центром этого исследования, будет время, которое Кеплер провел в Линце (1612-1626), где он переработал и подготовил Harmоnices Mundi к публикации. Линц будет представлен как культурный контекст в исследовании работы Кеплера.

Доклад  — «Гармоничное  переплетение миров»

Резюме: Данная статья обсуждает астрономические и онтологические аспекты Третьего закона Кеплера, впервые представленного в 1619 в его Harmonices Mundi. В пятой главе этой книги Кеплер показал, что у шести планет, известных в то время, от Меркурия до Сатурна, были расстояния (a) и периоды (P) связанный простым уравнением, a3 = P2, т.е. куб среднего расстояния планеты от солнца пропорционален квадрату ее периода. Два года спустя он смог показать, что четыре самых ярких луны Юпитера, обнаруженных Галилеем немного больше чем за десятилетие до этого, подчинялись тому же математическому отношению. Затем он продемонстрировал, что его уравнение относилось к различным объектам и различным размерам. В то время он был замечательно близок к определению массы Юпитера (и также Земли) по сравнению с солнцем. Транзит Меркурия в 1631, предсказанный с большей точностью его уравнением, более чем какая-либо конкурирующая модель, представил убедительные свидетельства правильности Третьего закона. После того, как он был преобразован Ньютоном, важность Третьего закона в современной астрономии невозможно преувеличить. Данное исследование опишет некоторые самые впечатляющие успехи.

Кеплер верил в основной, данный Богом порядок Вселенной, глубокой онтологической действительности, которая должна быть явлена в ее математических структурах. Третий закон дал Кеплеру количественное подтверждение его веры, что вселенная последовательная и не капризная. Планеты не абсолютно независимы друг от друга, но объединены в гармоническое целое. Эта гармония планетарной системы может также быть описана как «переплетение» планет. Термин «переплетение» также явно относится к миру квантовой механики, в которой у таких объектов как электрон нет независимого существования. Онтология Кеплера будет противопоставлена существующим взглядам о дополнительных онтологиях в физике, антропологии и гуманитарных науках.

Доклад — «Под надзором духа: Кеплер в тени Фичино».

Резюме: есть момент в Harmonices Mundi, где Кеплер описывает, как Зодиак, во время рождения человека, отпечатывается на животном духе, проистекающем из внешнего от недавно разожженного огня сердца. Эти духи, а не глаза, являются агентами, которые чувствуют небесный свет. Земля также обладает этим видом астрологического восприятия, также, как и все живые существа. Конечно, читатель мог бы задаться вопросом, как звездный свет может сиять через тело, или как внутренний свет души может сделать то же. Читатель мог бы также отметить, что большинство детей во времена Кеплера родилось под крышей, которая блокирует любое небесное мерцание. Все же  эти возражения не относятся к делу. Кеплер твердо следует направлению эпохи раннего модерна и современных ему представлений о причинности, где медицинские духи и астрономические силы эквивалентны. В своей лекции я буду обсуждать, как мы могли бы расположить Кеплера в этой традиции, самый яркий источник которой – De Vita (Жизнь) Фичино, и я исследую возможность того, что наследование Кеплером идей Фичино было тесно связано с медицинско-астрологическими проектами, существовавшими при дворе Рудольфа II, где Кеплер провел первое десятилетие семнадцатого века.

Доклад«Гармония против Симметрии: точка зрения Кеплера и потребность в Spielraum»

Резюме: в известном отрывке в De revolutionibus Коперник отметил, что «в этой обустроенности [ordinatione]… мы обнаруживаем изумительную симметрию вселенной [mundi symmetriam], и установленную гармоничную связь [harmoniae nexum] между движением планет и их размером, такие, какие не могут быть найдены никаким другим способом». Коперник объединил две ранее различные эстетические ценности: симметрию как пропорциональность в том, что эффективно или приятно для глаз; и гармонию как пропорциональность в том, что приятно уху. Это — критический проход, где два эстетических критерия сопоставлены, чтобы использовать, захватить два различных аспекта вселенной: ее устройство и ее движение. Симметрия охватывает устройство, то есть, отношение частей (планетные сферы) к целому (Вселенная), тогда как движение (понятое как планетарные периоды) связано с размером (понятое как планетарные расстояния от Солнца). Какова была точка зрения Кеплера на эти два отличных эстетических критерия? Я считаю, что Кеплер не упомянул критерий симметрии ни в одном из своих трудов и обращался только к гармонии. Однако у него было сложное представление об этом понятии, которое требовало, таким образом, как я утверждаю, определенной степени свободы, которую я называю «свобода действий» (Spielraum). Это положение находится в абсолютной оппозиции к концепции Галилея.

Доклад — «Борромини и культурный контекст Harmonices Mundi»

Резюме: идея круглой куполообразной архитектуры как подражание плоской земле, покрытой «куполом небес», установилась с византийских времен до ее обновления в период Ренессанса. Тем не менее космологический символизм круга был заменен в архитектуре в начале семнадцатого века на эллиптические, овальные или другие, вдохновленные геометрией купола, которые стали главной особенностью Барокко. Утверждается, что движение от круглых к овальным или эллиптическим формам архитекторами как, например, Борромини могло быть тесно связано с точкой зрения Кеплера на эллиптические орбиты, как основание для структуры вселенной.

Построенное на его Mysterium Cosmographicum (1596) и представлении о прекрасных, регулярных вложенных друг в друга телах, как основание для организации планет, Кеплер сосредоточился на эллипсе, лежащем в основании механики вселенной. Его понимание того, что вселенная была основана не на прекрасном круговом движении, но на эллиптических орбитах (с солнцем в одних из фокусов) была развита в Harmonices Mundi, связанной с понятиеми гармонии и пропорции. В свою очередь работа архитектора Борромини (как в Сан-Карло алле Куатро Фонтане 1638-41 и Сант-Иво алла Сапиенца 1642) включает новые и сложные геометрические проекты, которые могут быть связаны с астрономическими идеями Кеплера. Математическая точность лежит в основе на вид экстравагантных схем Борромини, и теории Кеплера, возможно, оказали прямое влияние на его работу.

Замечательно, что покровителем Борромини в Риме был кардинал Барберини (позже Папа Римский Урбан VIII), который был известен своим интересом к астрономии. Математическая методология Кеплера и интерпретация геометрической структуры вселенной, возможно, принимались Борромини и его покровителям на многих уровнях. Это не может быть простым совпадением, что использование таких математических форм в духовной архитектуре происходит приблизительно в те же времена, что и работы Кеплера.